Русский Православный (rusorthodox) wrote,
Русский Православный
rusorthodox

Categories:

Великий панк-молебен. Часть 1

"Великий панк-молебен"

Часть 1. "Бал".



"Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие, словом, был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал..."
М. А. Булгаков, "Мастер и Маргарита".



"Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений,
принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями".

Ноам Хомский, "Десять способов манипулирования".

Мы не случайно выбрали такое громкое и, скорее, газетное название. Мы хотели, чтобы этот наш обзор был понятен не только воцерковленным христианам, но и простому светскому читателю. Отсюда же и параллель с известным романом М. А. Булгакова. Позволим себе маленькое отступление, чтобы несколько подробнее объясниться насчет выбора литературной аллегории.  Дело в том, роман «Мастер и Маргарита» читали, пожалуй,  большинство граждан СССР, считавших себя людьми не бездуховными.  Мы бы очень желали быть понятными именно этой публике. Без претензии на серьезную литературную критику, скажем о нашем личном понимании смысла романа.  Мы не считаем этот роман некоей проповедью; это скорее исключительно талантливое изображение состояния разлагающихся личностей и их общества. Автор изобразил, какие последствия для людей имеет ложь, ложь как привычка, как способ выживания, ложь -  добровольная сдача диаволу, отцу лжи. Другими словами, сквозь все главы мы видим, что любой компромисс с совестью уродует человека, делая его игрушкой в руках сатаны на потеху таким же нравственным уродам. Заглавие нашей работы навеяно названием 23-й главы романа, в которой описывается "Великий бал у сатаны" - мрачное жестокое торжество диавола при его хладнокровном лицемерном участии в болях, отдавшихся под его власть людей, не понимающих насколько в действительности горька их участь. Одной важной отличительной и, по нашему убеждению, ключевой чертой романа является отсутствие хотя бы одного положительного героя; только Иванушка под конец начинает немного подходить на эту роль. 




Рассмотрим наиболее яркий пример последнего времени -  громкое дело т. н. "панк-молебна". О нем уже так много сказано, что скоро, похоже, упоминание этого процесса станет моветоном.  Тем не менее, позволим себе все-таки высказаться, считая этот случай весьма показательным.  Все в деле "панк-молебна" от начала до конца отдает каким-то злым фарсом, насмешкой надо всем, что в здоровом человеческом обществе должно быть бесценно: вера, правосудие, милосердие, здравый смысл. Эти добродетели нагло на показ попираются всеми сторонами и участниками процесса. Именно, что всеми, и именно на показ со всею возможной гнусностью. Читая сообщения СМИ о развитии событий, мы невольно вспоминаем булгаковские строки:  "И ровно в полночь в первом [зале] что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!!» ... …ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда.  Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц, заплясал Квант, заплясал Жукопов-романист с какой-то киноактрисой в желтом платье. Плясали: Драгунский, Чердакчи, маленький Денискин с гигантской Штурман Жоржем, плясала красавица архитектор Семейкина-Галл, крепко схваченная неизвестным в белых рогожных брюках. Плясали свои и приглашенные гости, московские и приезжие".

Замените имена героев романа на фамилии ключевых фигур политической, культурной и религиозной жизни современной России, и поглядите, как все похоже. Там и Иван Николаевич, и профессор Берлиоз, Воланд, поэт Богохульский и даже Бегемот с Коровьевым - все как на подбор. А судебные заседания по делу "панк-молебна" будто прямо списаны со сна  Никанора Ивановича Босого с предысторией в духе "Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет".  

Но что же на самом деле происходит? Очевидно, дело это чрезвычайно многостороннее и многослойное.  К сожалению,  центральные СМИ предлагают нам примитивные поверхностные трактовки происходящего, затмевая саму суть. Обобщенно, можно выделить два основные популярные мнения, идущие параллельно со стандартными политическими линиями:  "хулиганки замахнулись на святое" с разными степенями вытекающих последствий от "оштрафовать и отпустить" до "прилюдно казнить". И "да, совершили мелкое нарушение, но мстительный Путин, церковь и православные фанатики недемократично хотят устроить публичную порку".

На деле обе стороны составляют единое целое. Ведь, второе, если задуматься, описывает первое. Достаточно заменить некоторые эпитеты, размазать да приправить, и получится, что все противоречия заключаются в мере наказания;  дальше самих непосредственных участников скандала, ребят с передовой, разбор не идет. А надо бы разобраться, чего в действительности добиваются все стороны, включая прямых и косвенных интересантов. Тогда, разобравшись, мы увидим, что цель у них, оказывается, одна. Но все по порядку.

Пойдем от противного. Чего нельзя было добиться этим "панк-молебном"? Невозможно было надеяться, что через такое выступление девушки смогут донести до кого-то смысл своих чаяний. Формат их выступления заведомо гарантировал, что содержание будет перекрыто формой - одеждой, стилем и, собственно, местом.  Нельзя было, действуя подобным образом, добиться  популизации какой-то понятной политической идеи.

Еще немаловажный штрих - название самой "панк-группы". Мы уж с позволения читателя воздержимся от упоминания этих слов, ввиду того, что первая половина названия на английском языке является грубой непристойностью. Да, у этого слова в оригинале значение вполне себе безобидное, и даже в случае с группой некоторые умудрились найти "нейтральный" перевод, но само существование перевода непристойного (самого популярного), не позволяет нам употреблять название группы. Впрочем, это не мешает ни СМИ, ни "православным активистам", ни священству в устных и письменных выступлениях на церковных ресурсах использовать это название. Если в СМИ подобное уже давно не вызывает удивления, то "православные ресурсы" с этим словосочетанием выглядят попросту дико. Натурально, это какая-то злая насмешка. Один тот факт, что этих несчастных "православных" заставили повсюду повторять англоязычную непристойность, усиливает атмосферу всеобщего помешательства c оттенками чертовщины.

Эта акция во всех деталях от названия до места проведения была спланирована и проведена так, что надеяться найти понимание у здравомыслящих людей, пусть даже и настроенных оппозиционно, она никак не могла. Ниже мы поговорим об этом подробнее, а пока обратимся к другим участникам скандала, к стороне, так сказать, потерпевшей.  СМИ их называют "православной общественностью",  "церковью" и т. п.  

Что же делают представители РПЦ МП и "православной общественности" в связи с разразившимся скандалом? Устраивают малопонятные "моления", произносят умные (и не очень) речи, конечный смысл которых туманен. Устно и в печати повторяют непристойность – название группы, произношение которого для православного человека – уже грех, осквернение. Противоречат друг другу, а нередко и сами себе. Но чаще всего устраивают публичные истерики на всякий вкус, и этим подливают масла в огонь. Здесь опять напрашивается параллель с романом "Мастер и Маргарита": "В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как  знакомый Понтия Пилата, вы вчера произвели следующие  действия, ... ...повесили на  грудь иконку.  ...Сорвались  с  забора,  повредили лицо?... ...Явились  в ресторан  с зажженной  свечой  в руке, в одном  белье  и  в  ресторане  побили кого-то. Привезли вас  сюда  связанным.  Попав сюда, вы звонили в  милицию и  просили прислать  пулеметы.   Затем  сделали  попытку  выброситься  из  окна.  Так? Спрашивается: возможно  ли,  действуя  таким образом,  кого-либо поймать или арестовать? И  если вы  человек нормальный, то  вы  сами  ответите:  никоим образом".

Что мы видим? Неверующий человек, идейный атеист, решаясь на борьбу с очевидной нечистью, в суеверном страхе берет икону и свечу, и в таком виде устраивает омерзительные сцены, производя, совершенно закономерно, эффект прямо противоположный желаемому. Именно так и выглядят ревнители из рядов РПЦ МП, будь то клирики или миряне: скандалящие суеверные атеисты со свечами и иконами. Цель их борьбы совершенно непонятна, равно как и предмет их веры. Во всяком случае, их действия не дают решительно никакого указания на то, чего ищут эти люди.

В этот скандал вовлечены еще и многие другие стороны: судейские, чиновники, политики, деятели культуры и т. д.  В общем, скандал масштабный. Причем, мы видим, что нарастает именно скандальность всего происходящего, а вовсе не глубина и интенсивность противостояния неких идей. Идей во всем происходящем никаких не разглядеть. Вернее, всевозможные серьезные мысли доносятся с разных сторон, но они идут по касательной и к самому "выступлению" имеют лишь посредственное отношение.

Безыдейная борьба не может быть продолжительной и последовательной, ибо последовательность сама по себе подразумевает какой-то план, а это уже идея, рационал. Без плана и видимого рационала можно, разве, на личном уровне повздорить. Мы же наблюдаем продолжительное противостояние масс. Многочисленные судебные заседания, пикеты "за" и "против" (чего?), "молебны", устные и письменные выступление клириков, интеллигенции и политиков.  Не много ли пара в гудок? Чем все это объяснить, если, как мы показали выше, по отдельности ни одна из сторон не имеет никакой ясной цели? Может быть, у сторон нет никаких разных целей? Если уравнения не решаются каждое по отдельности, нужно попытаться объединить их в систему и найти общее решение. Чего же общего могут добиться стороны? На первый взгляд, кроме разрастания скандала они ничего не добиваются. Значит, скандал и есть сама цель? Но скандал, ведь, кому-то для чего-то нужен, тем более при такой затрате сил и ресурсов.

Поговорим о том, зачем мог понадобиться такой скандал.  Девушки создали свою "панк-группу" летом 2011 года – незадолго до парламентских выборов, грозивших быть провальными для правящей партии,  а свое последнее скандальное выступление в Храме Христа Спасителя провели 21-го февраля 2012 года – за две недели до "Выборов президента РФ".  На тот момент сама возможность выборов ставится под сомнение с юридической точки зрения из-за  вольной трактовки 81-й статьи Конституции РФ, позволившей выдвинуться Путину В. В. на третий срок. Это не нравится очень многим в стране, тем более, после сомнительной победы правящей партии осенью предыдущего года. Естественно, что "победа" Путина (другой вариант был изначально невероятен) понравится людям еще меньше.  

Давно стало ясно, что оппозиция в РФ, как и в большинстве современных государств, – не более чем составляющая самой власти, некий балансировочный вал – одна из шестерней, обеспечивающих нормальную работу государственной машины.  Другими словами, никакая это не оппозиция, потому что на деле не противостоит власти, а помогает ей удерживаться. Иногда меняется рулевой, даже капитан со всей командой, но не они – власть, а незаметные пассажиру владельцы пароходной компании.  Однако на рубеже 2011–2012 гг. нарастает беспрецедентная активность т. н. внесистемной оппозиции – людей, не признающих единого лидера, не являющихся членами какого-то  привычного движения.  Такое положение рискует перерасти в настоящую оппозицию, угрожающую режиму, а не отдельным только ставленникам. В этом случае уже недостаточно оскандалить какого-нибудь оппозиционного лидера, нужны другие методы. 

И вот за две недели до "выборов"  проходит  известное выступление, которое при всем желании, иначе как хулиганским и оскорбительным не назовешь. И, конечно, "оппозиционным"!   Образуется естественная ассоциация: оппозиция – оскорбительная выходка. И сразу же всплывают usual suspects:  "происки госдепа, демшиза, враги церкви и отечества", а за ними, конечно, и готовые решения:  "объединимся перед общей угрозой, дадим отпор богохульникам, не будем раскачивать лодку " и прочее.  Патриотический подъем, народ занят, на сомнительную законность выборов и их результатов уже никто не смотрит. Напротив, любая критика власти воспринимается как поощрение безвкусного (для светских) и даже кощунственного (для верующих) вызова обществу. Для закрепления результата РПЦ МП проводит "молебен в защиту веры", читая сообщения о котором, трудно избавиться от ощущения какой-то фантасмагории[1].  

Здесь самое время вспомнить автора нашего первого эпиграфа. Известнейший американский лингвист и психолог Ноам Хомский, один из самых цитируемый ученых ХХ в., составил список «Десяти способов манипуляцией общественным сознанием через СМИ»[2]. Первый, наиважнейший способ "Отвлечение внимания", вынесенный нами в эпиграф, гласит: "Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями".

Ничего не напоминает? Если внимательно присмотреться к информационной сфере в последние несколько десятилетий, то можно увидеть, насколько часто совпадают важные события государственного уровня с громкими, но, по сути, пустыми событиями, раздуваемыми СМИ.  Но это в прошлом. В настоящее время СМИ – одни помехи. Если и сообщают о действительно важных событиях, то под таким углом, что рассмотреть и понять сущность бывает весьма трудно. К тому же, рядом с важными всегда идут бессмысленные сообщения, но в таком виде, как будто, это и есть самая что ни на есть важнейшая информация. Примите в расчет рекламу, и любая важная новость если и откладывается в сознании человека, то где-то на периферии в довольно размытом виде, вроде "там что-то передавали …". Естественно! Что можно понять и запомнить, если уже больше полугода на наших глазах разыгрывается такая захватывающая драма? Любое реалити-шоу – жалкая пародия на "панк-молебен".

Все приведенное выше, позволяет нам предположить, что весь этот скандал - спланированная операция, имеющая четкую политическую цель: обеспечение безопасности правящего режима и сохранение политического statu quo. Тогда всё логично. Всё на своих местах.  Для закрепления нашей теории напомним читателю, что в подобных операциях обычно участвуют люди, имеющие или прежде имевшие тесную связь с армией или спец. службами. Неудивительно, что и в нашем случае такой человек есть. Екатерина Самуцевич, самая старшая из участниц группы, ранее работала программистом на секретном военном предприятии. Вот, что говорит об этом ее отец: "Есть один интересный нюанс: после окончания института она пришла в НИИ «Агат». С ней побеседовали и предложили ей работать в закрытой организации. Она занималась программированием системы вооружений для подводной лодки «Нерпа». Когда она все сделала, ее послали во Владивосток налаживать это программное обеспечение на военно-морскую базу".  Действительно, "интересный нюанс", как выразился Станислав Самуцевич. Работа в секретном НИИ над новейшим вооружением с дальнейшим предложением ехать его внедрять –  очевидный признак проверенной благонадежности человека. Это вам не лейтенантик на проходной, а высокая степень доступа к секретным документам, доверие в вопросе, имеющим стратегическое значение.

Мало того, Екатерина Самуцевич - разносторонне развитая и способная девушка.  И вдруг такой совершенно бестолковый способ "противостояния системе". Бестолковый, если она действительно противостояла системе, и вполне логичный, если она на систему работает.

Предостережем нашего читателя думать, что мы представляем  Е. Самуцевич неким суперагентом. Просто надежный исполнитель несложной задачи.  Сама Екатерина может не знать ничего, кроме того, что нужно в составе дикой группы устраивать скандальные акции. Остальное - не ее дело. Разве знает каждый солдат о планах генштаба? Что знали остальные девушки, и как их уговорили на это дело, мы не знаем. Впрочем, возможно, что все участницы в той или иной степени в курсе дела, ведь, и Толоконникова и Алехина до этого уже были активистками.

Обратим внимание на то, как отец Екатерины говорит об этом деле: "Я не ожидал другого отношения, я был уверен, что будет взят курс на обвинительный уклон, что это будет показательное наказание, чтобы другим неповадно было. Я к этому готов. Что происходит вокруг самой акции в храме Христа Спасителя? Понимаете, здесь настолько все многопланово, что само минутное появление девушек в храме Христа Спасителя заслонено последующими событиями, которые превзошли по глубине и, по сути, сам панк-молебен.". Нет ни возмущения, ни просьб ни требований. Напротив -  хладнокровная констатация как будто давно усвоенного.

Вернемся теперь к нашим "потерпевшим", чей адвокат называет их "русской канонической церковью". Для такого именования РПЦ МП нет никаких оснований. Если говорить о Канонах – непреложных Правилах, которых придерживается Церковь, то РПЦ МП от них отошла дальше, чем российские суды от принципов законности[3]. Если же употреблять слово "канонической" в светском смысле, подразумевая, что это историческая церковь, то и это несправедливо, потому что, если говорить так, то кроме зданий, облачений и некоторых обрядов, то мало что связывает современную РПЦ МП с исторической Православной Церковью.

РПЦ МП, как церковная юрисдикция была создана И. Джугашвили (он же Коба, он же Сталин) в 1943 году. До этого, в 1927 году митрополит Сергий (Страгородский), не имея на то никакого канонического права, подписывает от имени Церкви "Декларацию о лояльности Сов. Власти"[4], которая фактически говорит, что Церковь отныне должна служить в первую очередь государству, а потом уже чему хочет (Богу  или кому - не важно). Однако, так как, смысл существования Церкви только и заключается, что в служении Богу и никому, кроме Бога (Ее члены в отдельности могут служить, кому и чему угодно, пока их служение не противоречит их вере), то те, кто Декларацию принял, автоматически не являются ни членами, ни тем более, представителями Церкви. Таким образом, истинная Церковь, состоявшая из не принявших Декларацию, возглавляемая на свободе митр. Иосифом (Петровых), ушла в подполье и составила т. н. Катакомбную Церковь - истинное продолжение Российской Православной Церкви. Также, в эмиграции сохранилась часть истинного епископата и священства, из которых создалась РПЦЗ, по мере сил продолжавшая связь с Церковью Катакомбной. То же, что впоследствии стало называться РПЦ МП, церковью можно назвать исключительно в светском смысле, так же как мы называем католиков и прочих.

продолжение


[1]  РИА Новости: (http://ria.ru/religion/20120422/631989685.html)

[2] Ноам Хомский: «Десять способов воздействовать на людей через СМИ» (http://www.inosmi.ru/world/20110517/169481135.html)

[3] Проф. Иван Андреев: «Благодатна ли советская церковь» (http://www.rusorthodox.com/books/andreev_glory_soviet_church.htm)

[4] Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» (http://www.listok.com/document1.htm)




Tags: РПЦ МП, панк-молебен, политтехнологии, сатанизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment